В процессе внедрения модели регионального образовательного кластера с целью итогового контроля и отслеживания динамики уровня профессионального самоопределения и личностного роста необходимо проводить мониторинговые исследования. Для оценки эффективности процесса и результатов инновационной деятельности можно использовать критерии и показатели, приведенные в таблице 1.
Таблица 1. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Единицы измерения |
1. Профессиональное самоопределение учащихся |
Уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся |
1. Анкетирование. 2. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова). 3. Опросник по построению личной профессиональной перспективы Н. С. Пряжникова [22]. 4 Методика Э.Шейна «Карьерные ориентации» [21]. |
Положительная динамика в % |
2.Метапредметные компетенции учащихся |
Уровень сформированности учебно-познавательных компетенций |
1. Карта наблюдений. 2. Диагностика учебно-познавательного интереса (А.Б. Воронцов [15]). 3. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой [29]) . 4. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной [29]). 5. Методика дифференцирования типа мышления (Р. Атаханов[2]). 6. Академические достижения обучающихся, контрольные срезы знаний |
Положительная динамика в % |
Уровень сформированности проблемно-поисковых компетенций |
1. Карта наблюдений. 2. Диагностика сформированности умения учиться (А.Б. Воронцов [15]). |
||
Уровень сформированности информационных компетенций |
1. Карта наблюдений (А.И. Савенков [25]). |
||
Уровень сформированности регулятивных компетенций |
1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая [3]) 2. Карта наблюдений, хронокарты (А.Г. Асмолов [29]). |
||
Уровень сформированности коммуникативных компетенций |
1.Карта наблюдений 2. Методика изучения уровня социализированности личности обучающегося» (М.И.Рожков) 3.Моделирование ситуаций |
||
3.Личностное развитие |
Уровень личностного развития |
1. Личностная позиция в учебной деятельности [29]. 2. Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна в модификации М.Прихожан). 3. Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля). 4. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. |
Положительная динамика в % |
4.Профессиональ-ные компетенции педагогических работников |
Уровень сформированности профессиональных компетентностей педагогов в области организации образовательного путешествия как способа формирования профессионального самоопределения учащихся |
Анкетирование. Беседы. Аттестация. |
Положительная динамика в %; количество публикаций, выступлений и др. |
5.Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса |
Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения. Отношение педагогов, администрации, родителей (законных представителей) учащихся к нововведению |
Анкетирование, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза. |
Положительная или стабильная динамика в % |
Полученные результаты
- Функционирование информационно-аналитического центра образовательного путешествия.
- Банк проектов образовательных путешествий в различные виды профессий.
- Пакет индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся изученных профессий.
- Материалы (статьи, презентации, фотоальбомы, видеоролики и др.) по итогам реализации индивидуальных образовательных программ изученных профессий.
- Учебно-программная документация и содержание семинаров-практикумов по освоению модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования профессионального самоопределения учащихся.
- Методические рекомендации по его распространению в массовой образовательной практике.
В результате внедрения модели организации образовательного путешествия получено повышение уровня сформированности профессионального самоопределения и метапредметных компетенций учащихся, развитие учебно-познавательной активности, личностных качеств учащихся и их готовности к социализации.
Необходимо акцентировать внимание, что общая динамика обученности и развития учащихся фиксируется на основе содержательного контроля и оценки, контрольно-оценочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики в сравнении на начало и конец учебного года, по годам. Итоги диагностики по предложенным методикам изучения можно систематизировать в таблицах (https://yadi.sk/i/xJVbY6EJeQjEZg).