Требования сегодняшнего дня ставят перед нами проблему профессионального самоопределения учащегося. Именно технология открытого образования как образовательного путешествия позволяет нам разрешить данную проблему. Так как технология образовательного путешествия предоставляет возможность преобразовать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное или виртуальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторического опыта человечества. В данном инновационном проекте образовательное путешествие ориентировано на освоение профессий, востребованных в настоящее время в стране и регионе, что позволяет закрепить выпускников школ в своей местности. Технология образовательного путешествия, как никакая другая форма организации внеурочной деятельности, расширяет возможности учащихся ознакомиться с современными профессиями, востребованными, прежде всего, в регионе проживания; способствует формированию активной гражданской позиции, воспитанию любви к своей малой родине, ценностного отношения к истории и культуре родного края, ответственности за его будущее.
Предоставление учащимся возможности для движения по собственной траектории профессионального становления посредством технологии образовательного путешествия как одной из моделей регионального образовательного кластера при осуществлении педагогической и тьюторской поддержки, самоопределения и самореализации в учреждении образования позволило сформировать инновационный педагогический опыт, направленный на расширение выявленной социально-педагогической проблемы.
Педагогический коллектив учреждения образования имеет определенный опыт экспериментальной и инновационной деятельности. Этот опыт показал преимущество технологий открытого образования, которые предоставляют учащимся возможность в решении данной проблемы – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребности региона.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в Гродненской области существует разрыв между востребованными в области специальностями и желаниями молодых людей, выбирающих профессию. Например, количество юристов превышает запросы в 1, 7 раз. И в нашей школе были проблемы выбора профессий у выпускников. Наблюдался недостаточный уровень информированности учащихся школы и их родителей (законных представителей) о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения. Это послужило причиной коллективу нашей школы искать пути решения данной проблемы. Было проведено мини-исследование по данной теме. В ходе результатов исследования и проведенных опросов о выборе профессий учащихся 9-11 классов было принято решение искать пути преодоления данной проблемы.
Участие в инновационном проекте «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» стало решением задачи по формированию профессионального самоопределения учащихся через их активное включение в процесс познания мира профессий с помощью образовательного путешествия, посредством разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, так как учащиеся получают не только новые знания, способы действий, но и происходит их профессиональное самоопределение.