Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.
Мы — школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:
1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5. Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.
Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдние режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль — это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.
10. Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам принять активное участие в реализации проекта "Родительский университет".
ПЛАН РАБОТЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГУО «ПОРЕЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
2022-2023 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
1
|
1-е классы
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
|
сентябрь
|
лекция/ практикум/ вебинар
|
Классные руководители, педагог-психолог
|
1.2
|
Тема 2. Режим дня школьника.
|
ноябрь
|
беседа/ практикум/ мастер-класс
|
Классные руководители
|
1.3
|
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
|
январь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум
|
Классный руководитель
|
1.4
|
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
|
апрель
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
педагог-психолог
|
2
|
2-ой класс
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.
|
октябрь
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
Классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
|
декабрь
|
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар
|
Классный руководитель
|
2.3
|
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
|
февраль
|
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Педагог-психолог, педагог социальный
|
2.4
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
|
май
|
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс
|
Классный руководитель
|
3
|
3-е классы
|
|
|
|
3.1
|
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
|
сентябрь
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
Классный руководитель
|
3.2
|
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
|
декабрь
|
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс
|
Педагог-психолог
|
3.3
|
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
|
январь
|
беседа/ дискуссия/ практикум
|
Педагог социальный
|
3.4
|
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
|
апрель
|
семинар-практикум/психологический тренинг
|
Педагог-психолог, педагог социальный
|
4
|
4-е классы
|
|
|
|
4.1
|
Тема 1.Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
|
сентябрь
|
лекция/ вебинар
|
Педагог-психолог,
|
4.2
|
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
|
декабрь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
|
Классный руководитель, педагог социальный
|
4.3
|
Тема 3. Ребенок и компьютер.
|
февраль
|
конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
4.4
|
Тема 4. Книги в жизни школьника.
|
май
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
классный руководитель
|
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-ния
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
1
|
5-е классы
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
|
сентябрь
|
семинар-практикум/ вебинар
|
Классный руководитель, педагог-психолог
|
1.2
|
Тема 2. Ребенок среди сверстников
|
ноябрь
|
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
|
Классный руководитель
|
1.3
|
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
|
февраль
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
Педагог-психолог, педагог социальный
|
1.4
|
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
|
май
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
Классный руководитель
|
2
|
6-е классы
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1.Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
Классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
|
декабрь
|
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
2.3
|
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
|
март
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
2.4
|
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
|
май
|
конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар
|
Педагог социальный
|
3
|
7-е классы
|
|
|
|
3.1
|
Тема 1.Психологические и физиологические особенности семиклассников.
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
Педагог-психолог
|
3.2
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
|
ноябрь
|
круглый стол/ беседа/ вебинар
|
Педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
3.3
|
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
|
февраль
|
конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Педагог социальный, педагог-психолог
|
3.4
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
|
апрель
|
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Классный руководитель,
педагог-психолог
|
4
|
8-е классы
|
|
|
|
4.1
|
Тема 1. Жизненные цели подростков.
|
октябрь
|
лекция/ беседа/ вебинар
|
Педагог-психолог, педагог социальный
|
4.2
|
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
|
декабрь
|
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Педагог-психолог,педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
|
4.3
|
Тема 3. Осторожно: суицид.
|
март
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
Педагог-психолог, педагог социальный
|
4.4
|
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
|
май
|
круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг
|
Педагог-психолог, социальный педагог,классный руководитель
|
5
|
9-е классы
|
|
|
|
5.1
|
Тема 1. Портрет современного подростка.
|
сентябрь
|
лекция/ конференция/ вебинар
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
5.2
|
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
|
ноябрь
|
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
Педагог-психолог,педагог социальный
|
5.3
|
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
|
февраль
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
5.4
|
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
|
апрель
|
конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар
|
Педагог-психолог, социальный педагог,классный руководитель
|
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведе-ния
|
Форма
проведения
|
Ответственные
|
1
|
10-е классы
|
|
|
|
1.1
|
Тема 1.Здоровье - это жизнь.
|
сентябрь
|
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар
|
Педагог социальный
|
1.2
|
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
|
ноябрь
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс
|
Педагог-психолог
|
1.3
|
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
|
февраль
|
беседа/ круглый стол/ вебинар
|
Педагог-психолог,
педагог социальный
|
1.4
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
|
апрель
|
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар
|
классный руководитель,
педагог-психолог
|
2
|
11-е классы
|
|
|
|
2.1
|
Тема 1.Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
|
октябрь
|
семинар-практикум/ форум/ вебинар
|
Педагог-психолог, классный руководитель
|
2.2
|
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
|
декабрь
|
конференция/ беседа/ практикум
|
Педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
|
2.3
|
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
|
март
|
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
|
Педагог социальный, классный руководитель
|
2.4
|
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
|
май
|
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг
|
Классный руководитель,
педагог-психолог,
|
|
ШЕСТЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ ОБ ОСОБЕННЫХ ДЕТЯХ
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!