Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в педагогической практике средствами предпрофильной и профессиональной ориентации. В нашей стране сложилась определённая система профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования: создание профильных классов, проведение профессиональных проб, организация мультипрофильного обучения, тематические информационные и классные часы, факультативные и стимулирующие занятия, экскурсии на предприятия и др. Ведущей целью профориентационной работы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Однако многие учащиеся определяются с будущей профессией уже после окончания школы. Зачастую студенты разочаровываются в полученном образовании и приходят к выводу, что выбранное направление им неинтересно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодёжи.
Таким образом, актуальность формирования профессионального самоопределения обучающихся обусловлена следующими проблемами:
недостаток информированности учащихся учреждений общего среднего образования и их родителей (законных представителей) о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения;
выбор профессии без учёта интересов, способностей, личностных психофизиологических особенностей;
несоответствие профессионального выбора части выпускников реальным потребностям социально-экономического комплекса страны в кадрах определённых профессий.
В связи с этим важен поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов.
Для решения данной проблемы существуют различные образовательные модели и технологии. На наш взгляд, более результативной является технология образовательного путешествия. Образовательное путешествие – это педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное или виртуальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторического опыта человечества. В данном инновационном проекте образовательное путешествие ориентировано на освоение профессий, востребованных в настоящее время в стране и регионе, важной задачей которого является закрепление выпускников школ в своей местности. Технология образовательного путешествия, как никакая другая форма организации внеурочной деятельности, расширяет возможности учащихся ознакомиться с современными профессиями, востребованными, прежде всего, в регионе проживания; способствует формированию активной гражданской позиции, воспитанию любви к своей малой родине, ценностного отношения к истории и культуре родного края, ответственности за его будущее.
В предлагаемой модели формирования профессионального самоопределения учащихся учитывается накопленный эффективный опыт работы учреждений образования и расширяются возможности погружения в ту или иную профессию в процессе реализации индивидуальных образовательных программ учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия. Реализация индивидуальных образовательных программ предполагает поиск и изучение информации о конкретной профессии, проведение мини-исследований, встречи со специалистами в самом различном формате, посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией; профессиональные пробы (по возможности). Это позволяет сделать учащимся вывод о том, какие требования предъявляются к специалистам современного производства, какие новые технологии используются в той или иной профессии, а следовательно, какие учебные предметы важны для получения профессии, какими личностными качествами должен обладать работник, чтобы обеспечить эффективность профессиональной деятельности. Достоинством данной модели является её практическая значимость, так как в результате образовательного путешествия обучающимися создаётся банк обобщённых материалов (статьи, фотоальбомы, видеоролики и др.) изученных профессий для дальнейшего использования в профориентационной работе в учреждении образования.
Таким образом, реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия» в учреждениях общего среднего образования способствует:
формированию метапредметных компетенций и личностному развитию учащихся;
предоставлению каждому учащемуся широких возможностей для активного включения в процесс познания мира профессий;
раскрытию реальных перспектив социализации, пробуждения и развития способностей формирующейся индивидуальности, независимо от её образовательных потребностей и потенциальных возможностей;
реализации действенного способа формирования профессионального самоопределения учащихся.