ШАГ "Политика геноцида, грабежа и насилия" для учащихся IX классов (20.01.2022 г.)
20 января прошёл единый информационный час, в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» на тему "Политика геноцида, грабежа и насилия".
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках организационно-мотивирующего этапа мероприятия учитель историиПукашевич О.И. познакомила учащихся с содержанием информационных блоков информационного часа:
1. «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию»
2. «Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа»;
3. «Экономическая политика германских оккупационных властей».
4. «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».
Обсуждение вышеперечисленных информационных блоков проходило в форме дискуссии, изначально в рамках каждого блока педагог провела для ребят исторический экскурс, который базировался на объективном фактологическом материале с использованием конкретных исторических источников по данной теме. Учитель истории актуализировала знания учащихся о политике геноцида в отношении населения Беларуси, акцентировала внимание на тех аспектах, которые не были освещены на уроке по учебному предмету «История Беларуси», в теме «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.»
Стоит отметить, что особая роль при изучении новой темы отводилась инициативным группам учащихся, которые подготовили для своих сверстников информационные сообщения про лагерь Малый Тростенец и трагедию Хатыни, а также д. Запурье и д. Бабино.
В завершении знакомства с содержанием каждого блока, педагог обозначала для учащихся ряд актуальных вопросов для последующего обсуждения, что способствовало активному вовлечению учащихся в дискуссию, а также качественному закреплению полученных знаний.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Знакомство с содержанием и обсуждение тематических блоков вызвало активный интерес у учащихся, ребята активно задавали интересующие их вопросы, делились собственным мнением, давали содержательные ответы на поставленные педагогами проблемные вопросы, а именно:
Почему евреи выселялись в отдельные районы? Какое название получили районы для проживания евреев? Охарактеризуйте проявления дискриминации и геноцида населения на оккупированной территории Беларуси. Дайте им оценку.
Как вы считаете, какие цели преследовало германское командование, осуществляя на территории Беларуси свою экономическую политику? Почему фашистам не удалось осуществить свои планы?
Как вы считаете, какая роль отводилась церкви в оккупационной политике немецко-фашистских властей?
Почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению? Почему с каждым днем росло и распространялось антифашистское сопротивление?
ШАГ 3 «Мы подводим итоги»
В заключении обсуждения темы единого информационного часа, учитель истории попросила учащихся высказать свое аргументированное мнение по вопросу почему население захваченных стран Европы и Советского Союза не поддерживало политические и военно-экономические планы оккупантов. Каковы причины роста и распространения антифашистского сопротивления, причем не только в оккупированных странах, но и в странах – союзницах нацистской Германии.
Также учащимся было предложено самостоятельно просмотреть художественные фильмы (по выбору) из блока «Беларусь непокоренная» Республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», посвященного 80-летию начала Великой Отечественной войны.